https://ru.wikipedia.org/wiki/ 

РПМ, содержащие ферромагнитные порошки

На внешних поверхностях Lockheed F-117 Nighthawk нанесено покрытие iron ball paint.

Характерные плоские элементы поверхности фюзеляжа самолета F-117 «Найтхок» из РПМ Fibaloy. Плоская управляющая поверхность (англ. ruddervator) V-образного хвостового оперения.

Боковое остекление кабины пилота F-117. Пилообразная задняя кромка заделки прозрачного стеклоблока.

Одним из наиболее известных типов РПП является покрытие «iron ball paint», содержащее дисперсные микросферы, покрытые карбонильным железом или ферритом. Высокочастотное излучение РЛС, действуя на покрытие, вызывает молекулярные колебания в покрытии в результате наложения переменного магнитного поля, что сопровождается превращением энергии ЭМ излучения в тепло. Тепло передается конструкции ЛА и рассеивается.

Использовалось на разведывательном самолёте «Локхид» SR-71 Blackbird. Была разработана специальная конструкция планера самолёта, не содержащая вертикальных поверхностей. Покрытие способно поглощать радиоволны в определенном диапазоне частот РЛС. При облучении радиоволнами, содержащиеся в покрытии молекулы феррита под действием переменного магнитного поля приходят в колебательное движение, преобразуя энергию высокочастотного излучения в тепло. В данном случае имеет место тот же физический принцип, в рамках которого происходит разогрев воды в микроволновой (высокочастотной) печи. На самолете F-117 «Найтхок» покрытием с микросферами феррита заполнялись зазоры между плитками РПМ, наклеенными на поверхность фюзеляжа.

Другой тип РПМ, работающий на аналогичном принципе магнитных потерь, выполнен в виде листов неопренового каучука, наполнителем которого являются зерна феррита или частицы графита (содержащими около 30 % кристаллического углерода), распределенные в полимерной матрице. Плитки такого материала устанавливались на первых модификациях самолёта F-117A.

ВВС США приняли на вооружение радиопоглощающее покрытие, на основе композиции ферромагнитной жидкости и немагнитных материалов. При использовании этого покрытия с уменьшенной способностью отражения электромагнитных волн, достигается снижение радиолокационной заметности летательных аппаратов.

 

Полимерные композиционные материалы специального назначения

«Суперпластики» (от англ. super plastics) — группа полимерных композиционных материалов (ПКМ), превосходящих по удельной прочности высокопрочные стали и титановые сплавы, и способные поглощать электромагнитное излучение. При использовании в конструкции фюзеляжа самолета, являются «прозрачными» для излучения РЛС, в отличие от металлов, обладающих свойством отражения падающего излучения в сторону излучателя, при нормальном расположении поверхности самолета относительно падающего излучения.

Являются предметом экспортного контроля материалы, специально созданные для применения в виде поглотителей электромагнитного излучения, либо естественно проводящие полимеры, в частности:

  • материалы, поглощающие электромагнитное излучение с частотами, превышающими 2⋅108 Гц, но меньшими 3⋅1012 Гц (диапазон сверхвысоких частот, СВЧ-диапазон)
  • Естественно проводящие полимеры с объемной проводимостью, превышающей 10000 Сименс/м, и с поверхностным удельным сопротивлением менее 100 Ом на основе следующих полимеров: